Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский, возглавил торжественное богослужение

Опубликовано Редактор в

В Неделю 1-ю по Великого поста, Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский, возглавил торжественное богослужение в Благовещенском кафедральном соборе. Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежского Епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, благочинные церковных округов Воронежской епархии и клирики кафедрального собора.

После отпуста Литургии митрополит Сергий возглавил совершение Чина Торжества Православия. На середину храма священнослужителями были торжественно изнесены святые иконы Христа Спасителя и Пресвятой Богородицы. Глубокий смысл этого открывается из истории возникновения сего богослужебного чина. Благочестивый обычай благодарить Бога за преодоление церковной смуты, воздвигнутой еретиками, был установлен в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами Православия – иконоборцами. Иконоборческая ересь, появившаяся в Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Молящихся перед святыми иконами православных верующих заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. почитатели святых икон были освобождены из темниц и заточений и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: “Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!”.

Избранный Патриарх Константинопольский Мефодий повелел тогда совершить особое праздничное богослужение в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый «Последование Торжества Православия». В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, отражающих главные догматы христианства.

В этом чинопоследовании утверждается торжество Православной Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем провозглашается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцы и подвижники, подвигом и трудами способствовавшие распространению православной веры. Всем «о Православии подвизавшимся словесы, писании, учении, страдании и богоугодным житием, яко защитником и пособником онаго» многократно поется «Вечная память».

Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема (отлучение) провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем еретикам, отвергающим или искажающим основные догматы Православной Церкви.

Ныне живущим и трудами своими способствующим утверждению Православия Патриархам, Архипастырям и всем ревнителям благочестия воспевается «Многая лета!». Этим «Православная Христова Церковь, торжественно воспоминающи подвизавшихся во благочестии и сие всем своим христоименитым чадом к подражанию представляющи, восхваляет подвиги и сих, иже ныне, спасительною верою и добродетелию приуготовляюще себе к вечному блаженству, утверждают Православие» — говорится в чинопоследовании.

По завершении чина молебного пения, митрополит Сергий обратился к пастве со словом духовного назидания, в котором подробно изъяснил историю и смысл празднования Торжества Православия.

Рубрики: Новости