В Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи, в храме во имя преподобного Сергия Радонежского совершалась Божественная литургия
12 мая 2024 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи, в храме во имя преподобного Сергия Радонежского совершалась Божественная литургия.
Богослужение возглавил настоятель храма священник Алексей Завгородний.
Первое воскресенье после Пасхи называется Фоминым или Антипасхой. Нам привычна приставка «анти-» в значении «против» или «вместо». Но в данном случае «анти-» не противопоставление, а утверждение Пасхи, ее повторение для апостола Фомы. Антипасха завершает Светлую седмицу пасхальных торжеств и отражает древнюю церковную традицию, в которой этот день служил окончанием пасхального цикла. То есть Антипасха стоит напротив Пасхи, оттеняет ее с другой стороны.
В воскресный день 12 мая Церковь вспоминает девять мучеников Кизических, преподобных Мемнона, чудотворца Египетского, Нектария Оптинского и Амфилохия Почаевского, мучеников Диодора и Родопиана, святителя Василия Острожского и триста мучеников, в горах Дудиквати и Папати пострадавших.
Антипасхой завершаются семь торжественных дней празднования Воскресения Христова. Это воскресенье также называется Фоминым по имени апостола Фомы. Первое упоминание о праздновании его уверения содержится в «Апостольских постановлениях», датируемых приблизительно 380 годом.
Апостола Фому называют неверующим, потому что он не поверил рассказам других учеников о воскресении Иисуса: …если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин 20:25). Он не был свидетелем первой встречи учеников с воскресшим Учителем, потому и сомневался. И Господь услышал его горячую молитву и пришел. Когда апостол Фома своими глазами увидел Спасителя, то воскликнул: Господь мой и Бог мой (Ин 20:28).
Именно апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и даже дошел до Индии — память об этом сохраняется до сих пор среди индусов. Он принял мученическую смерть: обратил ко Христу сына и супругу правителя города Мелипура, за что претерпел пытки, и скончался в 72 году, пронзенный копьями.
Богослужения Фоминой недели совершаются уже привычным для церковного календаря порядком. Возобновляется чтение часов. Из пасхальных песнопений звучит тропарь «Христос воскресе из мертвых…», которым вплоть до отдания Пасхи будет начинаться и заканчиваться литургия. Также «Христос воскресе» поется после причащения мирян вместо обычного песнопения «Видехом свет истинный». Еще одна особенность литургии: вместо «Достойно есть» звучит пасхальный задостойник «Ангел вопияше Благодатней». В Неделю Фомину на воскресном всенощном бдении (в субботу вечером) исполняются праздничные песнопения, посвященные уверению апостола Фомы.
Первое воскресенье, следующее за Пасхой, называют не только Антипасхой, но и Красной горкой. Народное название Красная горка связано с тем, что после зимы и долгого поста начинались гулянья, а первыми просыхали именно пригорки, где и собиралась молодежь.
Начиная с этого дня в храмах возобновлялось таинство Венчания, а потому на Красную горку приходилось много свадеб. В первые века христианства в этот день неофиты (недавно крестившиеся христиане) меняли свои праздничные белые одеяния, в которых ходили всю неделю после своего крещения в Великую Субботу, на обычную повседневную одежду.