Церковь чтит память десяти воронежских новомучеников, принявшие смерть за Христа в окрестностях города Воронеж в 1930 году

Опубликовано Редактор в

3 августа Церковь чтит память десяти воронежских новомучеников, принявшие смерть за Христа в окрестностях города Воронеж в 1930 году.

Первые мученики Христовы обагрили своею честною кровью Воронежскую землю уже через считанные месяцы после октябрьского переворота 1917 года. 8 февраля 1918 года в Воронеже в ответ на издание декрета об отделении Церкви от государства по благословению архиепископа Воронежского и Задонского Тихона (Никанорова), будущего священномученика, был организован многотысячный крестный ход.

Процессия, вышедшая с молитвенным пением, из Митрофановского монастыря, была встречена пулеметным огнем. На мостовой остались десятки убитых и раненых. Как вспоминал впоследствии Чернышов, член Воронежского Исполкома возглавивший расправу: «Я сделал распоряжение процессию ликвидировать. Солдаты разнесли толпу… Были убитые и раненые, в том и среди духовенства… несколько человек арестовано… В ту ночь по решению комитета мы расстреляли арестованных, в том числе и священнослужителей».

По разным сведениям с 1918 по 1920 год в Воронежской епархии было замучено одних священнослужителей около 160 человек. Их память Русская Православная Церковь зарубежом совершает 27 декабря (9 января) в день мученической кончины священнимученика Тихона (Никанорова) архиепископа Воронежского и Задонского (+1920). В августе 1918 года советские власти закрывают Воронежскую семинарию, реквизируют все ее имущество, уничтожают богатейшую библиотеку – третью по значимости в Российской империи среди библиотек Духовных учебных заведений.

С весны 1919 года по всей губернии прокатилась волна народного протеста против беззаконий новых властей. Все выступления подавлялись самым жесточайшим образом, специальными карательными отрядами. Так 2 апреля в село Старую Ведугу прибыли пятьдесят «карателей». Перед этим они побывали в Фоминой Негочевке, где расстреляли 28 человек, и в Старой Ольшанке, где расстреляли пять человек. В Старой Ведуге по подозрению в неподчинении советской власти были расстреляны семь человек, в их числе местный священник. Во всех случаях духовенство называлось зачинщиками неповиновения. Так, когда в Бирюче были избиты члены ревкома, главным виновником произошедшего, большевики назвали местного священника, вместе с ним были расстреляны еще 17 человек.

После того как, 6 октября 1919 года, добровольческая армия вновь заняла город в саду дома, где ранее располагалось ЧК, увидели, что земля в одном месте «дышит», поднимается и опускается, и из нее торчит кусок материи, оказавшийся подрясником. Люди откопали двух монахов, связанных проволокой. В одном из них узнали иеромонаха Нектария (Иванова). Отец Нектарий был убит при жесточайших истязаниях: его таскали за ноги по городу, переломали руки и ноги, забивали деревянные гвозди, «причащали» оловом. Из его окровавленных останков глаза вывалились на щеки, с рук была снята кожа, как перчатки.

Как свидетельствовали немногочисленные свидетели этих истязаний, священномученник во время пыток усиленно молился. Иеромонахов расстреливали в саду у моста и полуживых сбрасывали в общую могилу. Тела в могилах были едва присыпаны землей, и из-под земли во многих местах были видны концы ряс расстрелянных священников. Умученных монахов на носилках перенесли в храм и там отпели.

После отпевания они были погребены за Благовещенским собором у монастырской стены. Когда разрушали монастырь, епископ выпросил у власти разрешение перенести их тела на кладбище. Во время страданий иеромонаха Нектария и его собратьев, были сварены живьем в смоле семь монахинь Покровского монастыря за то, что участвовали в молебне вместе с воинами Добровольческой армии.

Спустя несколько дней были найдены останки прочих жертв красного террора, также по двое связанных проволокой. В подвалах местной «чрезвычайной комиссии» было обнаружено много тел умученных священников и монахов. Все они подверглись изощренным изуверским пыткам. Так, Священник Георгий Снесарев служивший в больничной церкви иконы Знамения Божией Матери в городе Воронеже, был тогда же замучен. Ему было нанесено шестьдесят три раны; снят скальп. Палачи загоняли ему под ногти гвозди и булавки. Он был изуродован настолько, что его почти невозможно было узнать.

Спустя четыре недели город вновь оказался в руках большевиков. 9 января 1920 года (27 декабря 1919 года по старому стилю), во время совершения богослужения архиепископ Воронежский и Задонский Тихон (Никаноров) был повешен на Царских вратах Благовещенского собора. Вместе с архипастырем были убиты несколько священнослужителей, среди которых возможно был архимандрит Александр (Кременецкий).
В Митрофановском монастыре, Тихвино-Онуфриевской церкви Воронежа, а еще раньше в Задонском монастыре были размещены концентрационные лагеря для «неблагонадежных лиц».

Эти концлагеря существовали до 1922 года. В Митрофановском концлагере принудительных работ было более тысячи заключенных, в основной массе это крестьяне, рабочие и священнослужители. В конце 1920-х годов была развернута компания по закрытию храмов и монастырей, вовремя которой было арестовано значительное количество духовенства.

В январе 1930 года было арестовано духовенство Алексеево-Акатова монастыря, который вскоре был закрыт. По итогам следствия большая часть арестованных была приговорена к расстрелу, который состоялся 2 августа 1930 года. Среди расстеленных были, в последствии прославленные в числе сонма Новомучеников и исповедников Российских: архимандрит Тихон (Кречков), протоиереи Иоанн Стеблиным-Каменский и Александр Архангельский, иеромонахи Георгией (Пожаров) и Косма (Вязников), священники Георгий Никитин, Феодор Яковлев и Сергий Гортинский, крестьяне Евфимий Гребенщиков и Петром Вязников. В 1930 году вместе с духовенством Алексеевского монастыря были арестованы диакон Пантелеимон Пациора и священник Петр Струков.

Следующим этапом репрессий по отношению к верующим, и в особенности духовенству, был период с 1935 по 1939 год, когда массово уничтожались активные священнослужители и миряне.

К 1941 году в живых, а тем более на свободе оставалось незначительное количество открыто исповедующих свою веру чад Русской Православной Церкви.

В 1981 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей принял акт о соборном прославлении сонма Новомучеников и исповедников Российских ХХ веке от безбожных властей за веру пострадавших, в дополнение к деянию о прославлении был составлен поименный список Новомучеников и исповедников Российских.

В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви было принято деяние о канонизации собора Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века за веру пострадавших. Деяние содержало поименный список Новомучеников и Исповедников прославленных для общецерковного почитания, который, согласно решению Архиерейского Собора, в дальнейшем может пополнятся на основании решений Священного Синода Русской Православной Церкви.

На территории Алексеево-Акатова монастыря в честь новомучеников Воронежских в 2007 году была построена часовня, украшенная мозаичными изображениями.

Рубрики: Новости