7 июля – Православная Церковь празднует память честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Рождество честнаго и славного пророка и Предтечи, Крестителя Господня, Иоанна — так полностью называется праздник, установленный в честь рождения сына у праведных Захарии и Елисаветы, впоследствии ставшего Иоанном Крестителем (иначе именуемого Предтечей). Относится к великим праздникам, непереходящий, ежегодно празднуется 7 июля. День этот всегда приходится на Петров пост.
Креститель Господень Иоанн – «наибольший из всех рожденных женами», последний в ряду пророков – предвозвестнков прихода Мессии. Празднование его памяти широко распространено в Русской Православной Церкви. В честь славного пророка были воздвигнуты многочисленные храмы и монастыри по всей России, русские люди часто называют новорожденных его именем.
Рождество Иоанна Предтечи – престольный праздник нашей святой обители. В 1988 году в подклете Троицкого собора был освящен храм в честь Рождества честного и славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Храм напоминает древние пещерные храмы: массивные низкие столбы несут низкие своды, здесь почти нет дневного света, лишь небольшое оконце над лестницей. В храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов нашего монастыря находится ростовая икона Крестителя Господня Иоанна.
Как повествует Евангелие (Лк. 1:57–80), родители святого пророка Иоанна Предтечи – праведные Захария и Елисавета, жившие в Хевроне, достигли преклонных лет, оставаясь бездетными, что в те времена считалось Божиим наказанием. Однажды, когда священник Захария возносил молитвы Богу в Иерусалимском храме, ему вдруг предстал архангел Гавриил и предрек скорое рождение сына, который станет провозвестником Мессии, ожидавшегося Ветхозаветной Церковью. Пророчество архангела привело праведного Захарию в сильное смущение. Усомнившись в его словах, он стал просить у Господа знамения, которое подтвердило бы услышанное. И мгновенно немота поразила Захарию.
Вскоре и Елисавета узнала о рождении своего первенца. На пятом месяце беременности она удостоилась посещения своей родственницы – Преблагословенной Девы Марии, уже носившей во чреве Предвечного Младенца. Праведной Елисаветепервой открылась великая тайна, и она узнала в своей гостье Матерь Божию. Святой Иоанн Предтеча, взыграв во чреве матери, такой радостью приветствовал Приснодеву, носившую Сына Божия.
На восьмой день по рождении Предтечи в дом Захарии пришли родственники и священники, чтобы по еврейскому обычаю совершить над младенцем обряд обрезания. К этому дню полагалось дать младенцу имя, и гости решили назвать его Захарией – в честь отца. Однако святая Елисавета, исполнившись пророческого дара, настаивала на том, чтобы мальчика нарекли Иоанном, что значит по-еврейски «благодать». Все были удивлены, ведь такого имени никто не носил в их роде. Недоумение разрешил сам отец младенца. На вопрос, как же все-таки назвать отрока, он написал на дощечке: «Имя ему – Иоанн». И вдруг узы, связывавшие его речь, разрешились, и святой Захария отверз свои уста.
Когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме и пришли волхвы с Востока с расспросами о родившемся Царе Иудейском к Ироду, последний послал в Вифлеем своих воинов, чтобы они избили там всех младенцев мужского пола. Не забыл он и о младенце Иоанне из Хеврона, о котором уже слышал много чудесных рассказов. Однако в доме святого Захарии никого не оказалось. Когда началось избиение младенцев в Вифлееме, вопль и стоны дошли и до Хеврона. Святая Елисавета вместе с Предтечей Иоанном ушла в Хевронские горы. Праведная Елисавета со слезами молилась Богу о защите. И когда с вершины горы она увидела преследователей, то возопила, обращаясь к каменной глыбе: «Гора Божия! Прими матерь с чадом!» Как повествует церковное предание, гора вдруг расступилась, образуя пещеру, которая сокрыла матерь с сыном.
Негодуя на то, что праведной Елисавете с младенцем удалось скрыться, Ирод решил отомстить святому Захарии. Он послал к нему своего оруженосца с поручением узнать, где находится его сын. В случае отказа выдать сына, Ирод приказал убить праведного Захарию. Святой Захария отвечал пришедшим, что о местонахождении своего сына он не знает и что сам он, Захария, не боится смерти от рук Иродовых наемников, так как верит, что Господь примет его душу.
За эти слова он был убит между алтарем и жертвенником, и кровь его на мраморном полу сделалась как камень, в свидетельство преступления Ирода.
По преданию, праведная Елисавета, пребывая с младенцем Иоанном в пещере, чувствовала особое благоволение Божие, ибо прямо возле пещеры внезапно выросла финиковая пальма, кормившая беглецов своими плодами, и открылся источник воды.
По прошествии сорока дней со времени убиения святого Захарии, преставилась и святая Елисавета. Мальчика, оставшегося в пустыне, взял на свое попечение Ангел Божий. Так хранил и покрывал Господь святого пророка Иоанна, чтобы уготовал он путь Грядущему Спасителю рода человеческого.