Священномученик Тихон (Никаноров), архиепископ Воронежский
Сведения о житии и кончине Воронежского архипастыря, пострадавшего за Христа в начале ХХ века.
Архиепископ Тихон (в миру Василий Варсонофьевич Никаноров) родился 30 января 1855 года в селе Кирюга Новгородской губернии в семье псаломщика. Уже в детстве проявилась его склонность к созерцательной, уединенной, молитвенной жизни. Первоначальное религиозное образование он получил дома, затем поступил в Новгородскую духовную семинарию, а после ее окончания в 1877 году — в Санкт-Петербургскую духовную академию.
В августе 1881 года Василий Варсонофьевич был назначен помощником смотрителя Белозерского духовного училища. На этом поприще проявились его духовные дарования, организаторский талант и сердечное отношение к делу и людям.
15 июня 1884 года Василий, решив окончательно посвятить свою жизнь Богу, принял монашество. Пострижен он был в Кирилло-Белозерском монастыре с наречением имени Тихон. 10 июля того же года его рукоположили в священный сан, а вскоре решением Святейшего Синода иеромонах Тихон был назначен инспектором Новгородской духовной семинарии. В декабре 1888 года он был возведен в сан игумена, а спустя два года, в декабре 1890 года, игумен Тихон стал ректором Новгородской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
2 февраля 1892 года архимандрит Тихон (Никаноров) был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. Всюду, куда Господь ставил Своего угодника, он проявлял истинное смирение; елей его светильника всегда был чист и горел неугасимым огнем веры и любви к Богу и людям.
В августе 1899 года владыка Тихон был назначен епископом Полоцким и Витебским, а в июне 1902 года — Пензенским и Саранским. В Пензе в годы его управления были открыты Общество вспомоществования учащим и учащимся в церковных школах епархии, Церковно-певческое общество, Пензенский комитет православного миссионерского общества.
В 1906 году владыка Тихон был необоснованно обвинен исполняющим обязанности пензенского губернатора в «укрывательстве революционеров» за то, что вступился за подчиненное ему духовенство и не сместил священнослужителей, которых ошибочно, как выяснилось впоследствии, признавали неблагонадежными. Во время беспорядков в Пензенской духовной семинарии был ранен ректор, дальнейшее развитие событий привело к трагедии, вновь назначенного ректора убили. Власти были вынуждены закрыть семинарию. 25 июля 1907 года епископ Тихон был почислен на покой, но уже 31 июля назначен управляющим Московским Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем.
23 июня 1912 года владыка Тихон был назначен епископом Калужским и Боровским. Калужскую епархию он возглавлял менее года. 13 мая 1913 года последовал его перевод в Воронеж с возведением в сан архиепископа.
Архиепископ Тихон (Никаноров) прибыл в Воронеж 4 июня 1913 года. О пребывании Владыки на Воронежской кафедре сохранились воспоминания его келейника протоиерея Иоанна Житяева, который пишет, что владыка Тихон «был тихим, кротким, смиренным архипастырем, отличался необыкновенной добротой и был большим молитвенником. Его часто можно было видеть в соборе на утреннем правиле, которое начиналось в четыре часа утра. Владыка любил уставную службу, часто читал и пел на клиросе. При нем в 1918 году, на Лазареву субботу, в Воронеже был освящен храм в честь святого равноапостольного князя Владимира, построенный к 900-летию Крещения Руси, и в том же году был открыт Свято-Серафимовский храм… Архиепископ Тихон являлся отцом для своей паствы: к нему могли прийти люди со своими нуждами и душевной скорбью открыто и безбоязненно. Простота, ласковость и душевность в обращении были отличительными чертами его духовного облика. Никто никогда не видел Владыку раздраженным или разгневанным, многим было ясно, что сугубая благодать почивает на воронежском архипастыре».
С началом Первой мировой войны архиепископ Тихон организовал в епархии активную церковно-благотворительную деятельность. Неопустительно совершались молебны для отбывающих на фронт, служились панихиды по убиенным. При всех храмах действовали попечительские советы для оказания помощи нуждающимся — в первую очередь раненым и беженцам, в действующую армию отсылались подарки, была налажена переписка приходского духовенства с солдатами.
Архиепископ Тихон начал подготовку к прославлению святителя Антония (Смирницкого). Он благословил собирать сведения о многочисленных чудесах, которые происходили у гробницы этого духоносного Воронежского иерарха. В 1914 году в присутствии архиепископа Тихона был вскрыт склеп, и Владыка свидетельствовал о чудесном нетлении мощей святителя Антония. 6 декабря 1914 года в Воронеж прибыли император Николай II, императрица Александра Федоровна и великие княжны Ольга и Татиана. Воронежский архипастырь встречал и сопровождал Царственных особ, которые посетили Благовещенский Митрофанов монастырь и госпитали для раненых воинов. Во время посещения монастыря владыка Тихон преподнес императору жизнеописание архиепископа Воронежского и Задонского Антония (Смирницкого). В 1915 году святитель Тихон говорил Великой княгине Елисавете Феодоровне (Романовой, впоследствии — преподобномученице), что святитель Антоний уже накануне своего прославления. Перед революцией архиепископ Тихон послал в Святейший Синод ходатайство о прославлении святителя Антония, но последовавшие революционные события 1917 года помешали реализовать задуманное.
Священномученику Тихону (Никанорову) пришлось одному из первых столкнуться с гонениями новой власти на Церковь. Так, 8 июня 1917 года праведный архипастырь за неподчинение власти был арестован и в сопровождении солдат отправлен в Петроград. Архиепископ Тихон пожаловался в Синод, что власти вмешиваются «в дела епархиального управления и в грубой форме предписывали» ему увольнять с прихода одних священников и назначать других, без всяких на то оснований. Синод 14 июня заявил, что в действиях архиепископа Тихона нет ничего противозаконного, «предшествующая деятельность преосвященного свидетельствует о его безукоризненной закономерности в делах епархиального управления». Архиепископ Тихон, заступник за паству, вернулся в Воронеж и вновь вступил в управление епархией. Несмотря на новые протесты властей, преданный церковным канонам исповедник оставался на архиерейской кафедре.
В 1917-1918 годах архиепископ Тихон участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви и избрании Святейшего Патриарха Тихона.
12 апреля 1918 года архиепископ Тихон был награжден правом ношения креста на клобуке.
В том же году большевики предъявили архиепископу Тихону ряд требований: он должен покинуть архиерейский дом; все домовые храмы города должны быть закрыты; консисторское управление как часть старой системы управления — упразднить.
3 февраля 1919 года богоборцы заставили архиепископа Тихона присутствовать при кощунственном «освидетельствовании» мощей святителя Митрофана Воронежского и отвечать на пышущие злобным издевательством вопросы о «тленности» святых останков. Допрос с описанием состоявшегося «мероприятия» опубликовали в местных газетах.
В октябре 1919 года, когда Воронеж был занят белой армией, архиепископ Тихон служил многочисленные панихиды по жертвам большевистского террора. Возможностью покинуть Воронеж вместе с армией Шкурко и уйти на юг, а затем за границу будущий священномученик не воспользовался. Он остался в Митрофановом монастыре, чтобы разделить участь своей паствы, уже стоящей у подножия голгофского креста.
По свидетельству протопресвитера Михаила Польского, 9 января 1920 года (27 декабря 1919 года по старому стилю) архиепископ Тихон (Никаноров) во время совершения богослужения был повешен на Царских вратах Благовещенского собора Митрофановского монастыря.
В 1956 году останки архиепископа Тихона, покоившиеся в склепе Митрофановского монастыря, на месте которого началось строительство главного корпуса Воронежского государственного университета, были перезахоронены на городском Коминтерновском кладбище, а в 1993 году перенесены во вновь созданный некрополь Воронежского Алексиево-Акатова женского монастыря.
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года архиепископ Тихон (Никаноров) был прославлен в лике святых как священномученик.
Тропарь священномученику Тихону, глас 3:
Церкве Русския столпе непоколебимый, благочестия правило, жития евангельскаго образе, священномучениче Тихоне, Христа ради пострадавый даже до крове, Егоже моли усердно, яко Начальника и Совершителя спасения, Русь Святую утвердити в Православии до скончания века.
Кондак священномученику Тихону, глас 2:
Восхвалим, вернии, изряднаго во святителех и славнаго в мученицех Тихона, Православия поборника и благочестия ревнителя, земли Русския красное прозябение, иже страданием Небесе достиже и тамо тепле молит Христа Бога спастися душам нашим.